Филипп Соколинский: «Никакого красного цвета – у нас на него аллергия!» 26.12.2016

Филипп Соколинский: «Никакого красного цвета – у нас на него аллергия!»


Мы продолжаем знакомить вас с материалом о нашем тренерском штабе из программок, приуроченных к  матчам основной команды «Динамо».



На этот раз мы познакомим вас с наставником команды Академии «Динамо» 2002 г.р. – Филиппом Соколинским. Он подробно рассказал о том, как попал в «Динамо», будучи футболистом, а затем уже на «тренерский мостик», как справляется с переходным возрастом своих ребят и о негласном кодексе этики Академии «Динамо».

Вы носите гордое звание – «воспитанник Динамо». Как так получилось, что Вы попали в стан бело-голубых?

- Первые шаги в футболе я начал в спортивной школе «Чертаново». Меня в 6 лет отвели на просмотр родители. Потом, когда мне было 11 лет, меня пригласили в московское «Динамо» и «Спартак» - одновременно. Мой папа всю жизнь болеет за красно-белых, но я выбрал «Динамо». Определяющим моментом стал динамовский шарф. На моё 9-летие его подарил мне друг. Мне понравилось сочетание бело-голубых оттенков, было лето, и я носил его, не снимая. Даже на тренировки в «Чертаново». Мне кажется, у нас в южном округе только мы с Серегой ходили в этих шарфах – тогда все болели за «Спартак». А еще мне хотелось любым способом противопоставить себя отцу. Нет, у нас всегда были хорошие отношения. Просто я с детства хотел доказать ему, что тоже имею свое мнение. В стан бело-голубых  я попал под руководство Сергея Николаевича Силкина – он тогда тренировал там 1986-й год. И задержался там надолго.

Вспомните свои детские впечатления о первых тренировках. Сейчас футбол поменялся, который Вы, уже будучи тренером, преподносите своим воспитанникам?

- Сейчас у большинства мальчишек кумиры – Кокорин, Роналду, Неймар. И выбирают они их не только за спортивные достижения. Модная прическа, яркие бутсы и подружка модельной внешности – к сожалению, такой образ успешного спортсмена сложился в современном обществе. Ребята в этом не виноваты. Это скорее вина родителей и системы образования. Нам рассказывали, что круто быть таким как Лев Яшин, Владимир Козлов, Виктор Царев. С некоторыми из них мне даже посчастливилось работать.

Сейчас ребятам сложно ориентироваться. Тем более в переходном возрасте, когда авторитет родителей отходит на второй план. Поэтому, чувствуя свою ответственность за их мировоззрение и образное, а не «клиповое» восприятие мира, – в том числе спортивное – стараюсь соответствовать. Рассказываю им, как было у нас: одна пара бутс на два года - одинаковые черные «копочки». Мы их берегли, а из тюнинга – гуталин и касторовое масло.

А еще у нас в «Динамо» есть негласный «кодекс этики»: быть вежливым, опрятным, уважительным. Стараемся соответствовать. А, еще – никакого красного, у нас на него аллергия.

Сейчас идёт веха смены поколений – на тренерском поприще всё больше и больше появляется молодых специалистов. Откуда вообще появилось желание пойти в эту стезю?

- Никогда не думал о тренерской карьере, всегда мечтал стать футболистом. Но так вышло, что каждый год я что-то ломал: то руку, то ногу. Меня даже прозвали в коллективе «хрустальный».

Поэтому дальше карьера футболиста не задалась. Мне было 19 лет, я учился на втором курсе Академии Плеханова, поэтому решил посвятить это время образованию. Сначала поехал учить язык в Манчестер, на два месяца. Потом на год по программе обмена студентами в Финляндию. Там еще немного пытался играть в команде «PP-70». Вернулся в Москву, искал себя в других областях – менеджером в компании «English First», в мебельной индустрии «Dendros» – даже уезжал в Черногорию работать, и в финансовой сфере. Но, продавец из меня получался плохой: я не умел обманывать людей, «впаривать» ненужное или не качественное, и ходить каждый день на нелюбимую работу. Зато, эти свойства оказались востребованными в тренерской профессии. На тот момент Сергей Николаевич Силкин был директором Академии «Динамо». Я позвонил ему и спросил о вакансии тренера. Он почти сразу принял решение – приходи, попробуем. И вот до сих пор пробуем, уже девятый год.

Вы уже успели поработать с командами разных возрастных категорий: с чего начинается нахождение общего языка с детьми?

 «В начале было слово». Надо об этом не забывать и общаться с детьми. Общение – это и есть «общий язык», когда один разговор происходит между двумя и более людьми. Бывает такое: делаешь замечание во время тренировки мальчику, а он может даже не отреагировать.  Можно выгнать, наказать, отругать. А можно обсудить инцидент тет-а-тет, после тренировки, и понять первопричину такого поведения. Как правило, оказывается, что у мальчика мама заболела, и он переживает, или подружка с другим в кино пошла – что поделать, и такое бывает. Поговоришь, и все налаживается. Важно, конечно, и границы поставить, чтобы систематически такого не было. Ну и не забыть оставить место для неформального общения, юмора и внефутбольной жизни. У нас есть свои шутки, курьезные происшествия, особенно после поездок и сборов. Микроклимат в команде, то, что мы создаем вместе. Я – лишь направляю.

На данный момент Вы работаете с командой 2002 г.р. – 14 лет, можно сказать, переходный возраст. С какими трудностями приходится сталкиваться при работе с ребятами, беря в расчёт именно психологию?

- Им 14 лет. На первый план выходят вопросы дисциплины и воспитания. Ребята становятся смелее, хотят больше принимать самостоятельных решений, им сложнее отказываться от соблазнов, которых так много в их среде. Запрещать и пугать – бессмысленно.

Важно чувствовать грань – не перегнуть: мальчишки более ранимы в этом возрасте, их легко обидеть. Поэтому они остро реагируют, когда им делают замечания. С другой стороны чрезмерная похвала может ввести в прелесть: ребята превозносятся и перестают работать в полную силу.  

Дети четко идентифицируют - справедливы ли замечания, или на них просто необоснованно срываются. Просто сказать: «это делать нельзя», «делай это так», «здесь лучше по-другому» - уже не прокатит. Им нужны конкретные доказательства, обоснования, нарезки видео с примерами. Если этого не сделать, ребята будут считать такие слова пустыми и голословными заявлениями.

Они готовы защищаться и отстаивать свое мнение. Я стараюсь сократить амплитуду таких эмоциональных колебаний и вывести их на ровный стабильный уровень.

Перейдём, непосредственно, к футболу. Ваша команда в этом году пробилась в финальный этап Кубка РФС среди Академий футбольных команд ФНЛ и ПФЛ. Не теряется ли значимость турнира от двух последних аббревиатур?

- Я всегда говорю ребятам: не надо делить игры на «товарищеская игра» и «финал чемпионата России».

Призываю их ко всем играм относиться ответственно, иметь уважение к сопернику, судьям, партнеру. Это не я придумал, нас так в «Динамо» научили.

Папа меня редко хвалил: не задирай нос, а иди к своей цели, пока не достигнешь ее. Я так же своим детям советую: хотите результата – надо трудиться. На одном таланте далеко не уедешь, результат – это следствие работы. Наша главная задача – попасть в команду мастеров  московского «Динамо». А на этом пути неважных игр не бывает. Это как звенья одной цепочки.

За несколько лет уровень детско-юношеского футбола сильно возрос? Ведь сейчас родители ищут для своего чада именно прогрессирующий вид спорта…

- Тут в принципе все просто: если мальчик – то его, скорее всего, если конечно он не из семьи балерунов, отдадут или в хоккей, или в футбол, или на айкидо. Из этой тройки, футбол – действительно самый прогрессирующий вид.

Улучшилась организация соревнований и турниров, тренеры имеют возможность повышать квалификацию, все больше появляется качественных полей, отвечающих международным стандартам и требованиям.

Стало больше международных турниров, где мы можем сравнить наших ребят с иностранными футболистами. И часто наши команды одерживают победы. Взять хотя бы недавний клубный Чемпионат  - наши ребята 1999 г.р. заняли 1-е место.

СМИ стали больше уделять внимания детско-юношескому футболу. У каждой школы на сайте есть возможность посмотреть игру в прямом эфире. Телевидение, радио, газеты и журналы – заинтересованность общественности растет.

Почему в московском футболе стоит отдать своего ребёнка именно в Академию «Динамо»? В чём наше преимущество перед другими футбольными школами?

- Сейчас завершились наборы во все московские академии. За последний месяц в «Спартак» пришло – 1000 человек, в Локомотив – 500, а в «Динамо» – не больше 200. Родителям важны хорошие условия: зимой – теплый манеж и раздевалки, и какой статус клуба на данный момент.

Мы уже пятую зиму тренируемся на улице, «Динамо» сейчас играет в турнире ФНЛ. И не смотря на это - дети приходят. Спасибо нашему руководству, за то, что эти временные трудности не помешали им предоставить хорошие условия для воспитания молодых футболистов – стадион в «Лужниках» всем требованиям соответствует. Хотя мы с нетерпением, конечно, ждём, когда у нас появится свой постоянный дом.

А вообще, подумайте хорошо, перед тем, как приводить к нам ребенка. Играть в Динамо – еще не значит быть «динамовцем». Это звание еще надо заслужить. Это не просто ромбик с буквой «Д» на груди, это то, что под ним. Не зря говорят, что у нас бело-голубая кровь.



Возврат к списку



Новости

  • 15.06.2019 18:52:00

    В пятницу, 14-го июня, на базе «Новогорск-Динамо» прошло вручение аттестатов

    читать дальше →
  • 14.06.2019 21:39:00

    В офисе ФК «Динамо» произошло значимое событие в жизни ряда воспитанников Академии

    читать дальше →
смотреть все новости →