Хуан Луис Мартинес: «У России большой потенциал стать футбольной сверхдержавой» 17.03.2015

Хуан Луис Мартинес: «У России большой потенциал стать футбольной сверхдержавой»


Пресс-служба Московской Федерации Футбола продолжает серию интервью с авторитетными специалистами в детско-юношеском футболе. 




Безусловно, наша Академия заслужила внимание, так как в наших стенах трудится высококлассный специалист из Испании – Хуан Луис Мартинес Гарсия, директор департамента подготовки резерва.

- Итак, проблему мы уже обозначили. Она, несомненно, существует. Как вы считаете, какие в ней существуют «подводные камни»?

- Главная цель всех Академий и ДЮСШ не только в России, но и во всем мире – подготовка высококлассных специалистов для премьер-лиги и для сборных команд. Проблема существует везде, потому что подготовка качественных футболистов – это непростое дело. Оно требует правильного подхода и правильной методологии. Во многих странах и командах существуют проблемы в этом процессе и допускаются ошибки. Очень много академий делают уклон на физическую подготовку и забывают про самый важный орган футболиста – головной мозг. Методика, которую мы используем в «Динамо» строится на тренировке именно этого органа футболистов. Наша главная цель – подготовка умных и креативных ребят. Соответственно, вся структура футбольного образования в академии адаптирована к этой методике.

Все топ-клубы хотят, чтобы в их рядах выступали умные и креативные футболисты, но вопрос вот в чем: а что для этого делают их Академии? В настоящее время практически во всех командах большая часть тренировочного времени теряется на работу, которая ведется только на улучшение физической подготовки, а дети в таком тренировочном процессе не думают. Футбол – это спорт, который требует постоянного принятия решений. Если мы хотим воспитывать умных и креативных футболистов, первый шаг должен быть нацелен на то, что бы они думали во время всего занятия. В тренировочном процессе дается очень много упражнений, которые отдалены от этой реальности футбола. В итоге, из пятнадцати лет обучения, десять лет теряются. И это печальная реальность.

- Можете привести больше примеров?

- Еще одна из распространенных ошибок - всегда давать готовые решения футболистам. Если он ошибается и тренер дает ему готовое решение, то ребенок не думает, а делает то, что ему сказал тренер. Таким образом, воспитываются футболисты, зависящие от тренера и не понимающие игру сами. Тренер должен вести детей в сторону правильного решения и анализировать конкретные моменты вместе с ними. Другой аспект - это боязнь допустить ошибку. Тренер должен с пониманием относиться к ошибкам своих подопечных. На детей нельзя кричать. Они должны находиться в благоприятном климате и получать удовольствие от тренировок. Если ребенок боится ошибиться, он перестает рисковать в своих действиях, а если он не рискует, он не развивает свою креативность. Очень много детей на раннем этапе смотрятся креативными и перспективными в этом плане футболистами, однако в процессе обучения, через несколько лет, эта креативность и футбольное мышление пропадает. Педагогический подход должен заменить диктаторство тренера.

- А как тогда развивать физические качества?

- Физическая подготовка детей растет через игровые упражнения (Хуан Луис защитил докторскую степень в Испании, восемь лет как раз работал именно над этим вопросом. Он доказал, что через игровые упражнения точно так же можно улучшить физические качества – выносливость, силу, скорость). В первую очередь, мы придаем внимание тактике. Мы должны готовить футболистов, чтобы качество их действий во время матчей постоянно росло. Самое главное для детей – это понимание игры. Разница между хорошим и плохим футболистом находиться в его головном мозге, а не в мышцах. Наша команда 1999 г.р. стала обладателем "Nike Cup", чемпионом мира среди детей до 15 лет, не проводя в течение многих лет специфических физических занятий.

- Назовите основные этапы в работе академии, как сейчас происходит подготовка футболистов академии "Динамо" к переходу во взрослую команду?

- Начальный этап – это академия, до 17 лет, потом особо перспективные футболисты попадают в дублирующий состав, а наиболее отличившиеся в «дубле» подключаются к работе с основным составом. Я вижу в этих этапах проблему. Не только в "Динамо", но и в целом в стране. В Испании этап академии на два года больше – до девятнадцати лет. После «выпуска» наиболее выделяющиеся футболисты попадают в дублирующий состав и до двадцати трех-двадцати четырех лет в нем играют. Самая большая разница - в России дублирующий состав – это молодежная команда, которая играет против своих же ровесников из других клубов. В Испании возраст дублирующего состава выше и играют они со взрослыми. А это совсем другой футбол. На последнем этапе процесса обучения футболиста обязательно должна быть игровая практика с взрослыми футболистами.

- На Ваш взгляд, именно в этом мы отстаем от иностранных школ и академий, или есть еще другие нюансы? Если они есть, то как их исправлять?

- Главная проблема – это методология. Россия – страна с гигантской территорией. Федерации нужно организовать подготовку таким образом, чтобы были все подходящие инструменты для воспитания футболистов . Один из главных инструментов – методика, предложенная федерацией, которая будет доступна каждому региону. Еще один важный момент – это обучение тренерских кадров, потому что тренеры – это самое главное в процессе подготовки. В процессе обучения всю информацию детям передает тренер. В Динамо, для того чтобы успешно применять методику, большое внимание было уделено подготовке тренерских кадров. Если бы прововодились конгрессы, семинары на основе ВШТ и федерации, построенные на доступности и бесплатной всем желающим тренерам – это бы принесло свои плоды. Следующая проблема – первенства. Первенство Москвы – очень сильный чемпионат. Есть пятерка сильнейших академий, но вот в регионах командам сложно найти конкурентоспособного соперника. Когда ребята выигрывают 10:0 – это для процесса подготовки футболистов не очень полезно. В настоящее время, команды, обладающие большими бюджетами, исправляют этот недостаток, выезжая на международные турниры и выставочные матчи.

- Методика тренировочного процесса, которую вы выстраивали в «Эспаньол» и сейчас в Динамо отличается?

- Отличий очень много. Ни одна методика не стоит на месте. Она постоянно развивается. Та методика, которую я использовал в Испании – это 40 процентов от того, к чему мы пришли и что мы используем в «Динамо». Возможно, мы сейчас являемся единственной академией в мире, которая работает исключительно по методике, которая ориентирована на головной мозг. Конечно, это было непросто. Особенно на начальном периоде. Очень повезло с руководством – была сильная заинтересованность. Есть хорошие тренеры и хорошие футболисты. Разница между Испанией и Россией – только в методологии. Футбол в России будет развиваться в том направлении, которое все выберут. Если будут использоваться методики, в первую очередь направленные на развитие физических качеств, то и футбол будет соответствующий. А если будут использоваться методики, направленные на развитие футбольного интеллекта, то и футбол будет другим.

- Как вы считаете, насколько сильно связаны пункты развития футбола, «переходного» периода в развитии карьеры молодого футболиста с лимитом на легионеров?

- У каждой команды должна быть своя политика: ставка на легионеров или на академию. Клубы, которые делают ставку на своих воспитанников, будут отличаться от других в лучшую сторону. Как зрителю, мне бы хотелось, чтобы все футболисты основного состава были воспитанниками клуба. В конце моей работы в «Эспаньол» из двадцати пяти футболистов пятнадцать были воспитанниками академии.

- Как часто в Динамо происходит ротация тренерского состава и как часто меняется состав в детских командах академии?

- Хороший вопрос. Я работаю более 4-х лет в «Динамо». В первые годы были некоторые перестановки, но все тренеры, которые хотели работать в "Динамо" и адаптировались к методологии работают и по сей день. Что касается футболистов, то разница большая: раньше были другие критерии отбора. Сейчас головной мозг заменил мышечную массу. Те футболисты, которые выделялись только за счет физических качеств больше не выступают за Академию. Они были заменены креативными ребятами. В некоторых случаях эти футболисты маленькие по своим антропометрическим данным и не могут дать сразу какой-либо результат. Мы сделали ставку на будущее, а не на сегодняшний день. Чтобы выиграть первенство Москвы можно набрать больших и мощных ребят, но это не главная цель

- В связи со всеми перестроениями проводилась серьезная селекционная работа. Был упор на Москву или на регионы?

- Селекционный отдел - один из самых важных в академии. В "Динамо" создана профессиональная структура селекции. Селекция проводится как в Москве, так и на периферии. Мы делаем упор на умных и креативных футболистов из любых регионов. Но, при прочих равных, предпочтение отдается футболистам из Москвы.

- Исходя из нашего разговора, следует, что руководство не ставит перед собой задачу завоевания трофеев, а стоит задача в воспитании качественно хороших футболистов для подготовки к взрослой команде?

- Да, совершенно, верно. Мы готовим умных футболистов, готовим их к работе в дублирующем составе и основной команде. Однако, результаты, совмещенные с хорошей игрой – это тоже очень важный аспект для процесса обучения. Когда ребенок видит, что вся та работа, которую он ведет в течение недели помогает ему хорошо играть и дает результат на выходных, то, естественно, начинает верить в себя. Можно побеждать, не показывая хороший футбол, но мы этого не хотим.

- На Ваш взгляд, достаточно ли средств выделяется на детский футбол командами, государством, спонсорами?

- Я не до конца владею информацией о количестве выделяемых средств, но вижу, что Россия очень заинтересована в улучшении детско-юношеского футбола. И эта заинтересованность принесет свои плоды.

- Почему так мало российских футболистов играет в иностранных чемпионатах?

- Десять лет назад испанских футболистов за рубежом тоже не было. Четкой причины обозначить нельзя. В 80-е, 90-е годы много российских футболистов играло в испанских клубах, в том числе и в «Эспаньол». Скорее всего, эти аспекты связаны с культурной составляющей. Четко обозначить «почему» очень сложно.

- Когда Россия сможет выиграть чемпионат мира?

- Это вопрос времени. Возможно, этот момент не за горами. Но нужно много работать. Есть ряд проблем, которые должны решаться. Есть нюансы специфики страны: климат. Для этого и федерация, и спонсоры должны подключаться к решению этой проблемы и строить крытые манежи, доступные для академий. Это даст качественное улучшение детскому футболу в стране. Получается так, что футбол есть там, где есть деньги, а это неправильно. У всех детей должна быть возможность заниматься футболом на хорошем уровне. У России большой потенциал стать футбольной сверхдержавой!

 

Источник: Московская Федерация Футбола.




Возврат к списку



Новости

  • 02.12.2020 21:10:00

    Три футболиста 2002 года рождения продлили свои трудовые соглашения с клубом

    читать дальше →
  • 02.12.2020 21:00:00

    Динамовцы под руководством Алексея Шерстнёва провели матч против «Ротора»

    читать дальше →
смотреть все новости →